Можно ли клонировать исторические памятники Узбекистана?
Представители Инновационного центра «Clone Cultural Properties» Токийского университета искусств считают, что это возможно.
Используя современные достижения науки и техники, Токийский университет искусств разработал технологию «клонирования» культурных ценностей, позволяющую точно воспроизводить композиции и недостающие элементы живописных материалов и скульптур. Основная цель — сделать культурные ценности доступными для общественности, не подвергая при этом риску оригиналы памятников.
Об этом представители Инновационного центра «Clone Cultural Properties» Токийского университета искусств во главе с профессором Токийского университета искусств Масааки Миясако и президентом Агентства по науке и технологиям Японии, экс-президентом Нагойского университета профессором Мичинари Хамагучи рассказали в ходе встречи в офисе Общенационального движения «Юксалиш» 21 июня текущего года.
Как отмечалось, группа экспертов из Японии прибыла в Узбекистан для налаживания сотрудничества с заинтересованными организациями и ведомствами в сфере сохранения и поддержания культурных ценностей, в частности, реставрации таких исторических и архитектурных памятников, как настенные росписи, обнаруженные в древних городищах Варахш (г. Бухара) и Афросиаб (г. Самарканд). Также они планируют рассмотреть с партнерами из Узбекистана перспективы взаимодействия в рамках Инновационного центра Японии и возможность технологического «клонирования» национальных исторических и культурных памятников.
Профессор Масааки Миясако отметил, что сохранение и восстановление культурных памятников будет способствовать развитию туризма. Основная задача сохранения исторического и культурного наследия — передача его будущим поколениям.
В Узбекистане сосредоточено большое количество исторических памятников, многие из которых подлежат восстановлению, а некоторые недоступны для всеобщего обозрения. Японские эксперты предлагают провести экспертизу на основе технологий 3D-клонирования и воссоздать недостающие элементы, а также создать копии памятников, которые японские эксперты намерены представить на предстоящей в 2021 году выставке в Лувре.
Японские эксперты хотят наладить сотрудничество с Узбекистаном по совместной подготовке кадров, обмену опытом. Общенациональное движение «Юксалиш» готово оказать содействие в вопросах координации с соответствующими министерствами и ведомствами Узбекистана.
Для сведения: В числе работ группы «Clone Cultural Properties» — воспроизведение картины Эдуарда Мане «Флейтист», Винсента ван Гога «Церковь в Овере» и автопортрет, Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой», буддистских скульптур, а также восстановление потолочной росписи Великого Восточного Будды Бамиана в центральном Афганистане и другое.
Пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш»