@uzbyuksalish

Telegram

@uzbyuksalish

ПОДПИСАТЬСЯ

Ограничение скорости, расширение прогулочных зон, развитие общественного транспорта и улучшение качества дорог. Что позволит сократить количество жертв ДТП?

 2020-01-14 16:13:00   |     Просмотров: 695

Практически ежедневно в средствах массовой информации сообщается о ДТП в разных регионах Узбекистана, при этом большая их часть — со смертельным исходом.

В Общенациональное движение «Юксалиш» через механизмы обратной связи (Телеграм-бот, электронная почта, страницы в социальных сетях) и в ходе непосредственных встреч в регионах поступает множество обращений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Граждане обеспокоены ситуацией на дорогах, качеством транспортной инфраструктуры, уровнем знания населения, особенно, детей и молодежи, правил дорожного движения.

По данным Министерства внутренних дел, ежегодно на территории республики происходит в среднем около 9—10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в том числе более двух тысяч из них с человеческими жертвами. Только в 2018 году жертвами ДТП в Узбекистане стали 2 262 человека. По сравнению с 2017 годом число погибших снизилось на 8,5 процента (с 2 473 человек), однако этот показатель все еще остается очень высоким — 6 человек в день.

В соответствии со Стратегией действий в республике трансформируется и сфера обеспечения безопасности дорожного движения, повышения культуры вождения и поведения пешеходов на проезжей части автомобильных дорог. Принята Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на период 2018—2022 годы. Она включает направления по совершенствованию нормативно-правовой базы, дорожной инфраструктуры, улучшению качества дорог, повышению правовой культуры участников дорожного движения.

Однако не одобрено предложение по снижению максимально разрешенной скорости движения автотранспорта в городах и населенных пунктах Узбекистана с 70 до 60 км/ч. Это предусматривалось в проекте документа, размещенного для общественного обсуждения.

При этом в мире не так много государств, где разрешенная скорость составляет 70 км/ч. В ряде стран СНГ, Армении, Грузии, Азербайджане максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 60 км/ч. Украина с 1 января 2019 года в качестве одной из мер, направленных на уменьшение смертности на дорогах, снизила скорость с 60 до 50 км/ч. В 29 странах Европы скорость ограничена 50 км/ч, в Лондоне — 48 км/ч.

Согласно исследованиям, превышение скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на один процент приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4 процента и риска серьезных аварий на 3 процента. Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/ч в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50 км/ч). Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/ч составляет 85 процентов. 

Снизив среднюю скорость всего на 5 процентов можно почти на треть сократить число дорожно-транспортных аварий со смертельным исходом. Потому что, чем выше скорость, тем длиннее тормозной путь, в связи с чем возрастает риск дорожно-транспортной аварии. При скорости 70 км/ч на сухой дороге водитель, реагирующий на то или иное событие, проезжает 18—20 м, тогда как для полной остановки ему требуется проехать около 47 м.

В числе других факторов, которые могут влиять на скорость, — алкоголь, трасса дороги, плотность движения и погодные условия.

К примеру, 9 января в Чиланзарском районе Ташкента напротив Дворца дружбы народов произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей BMW и Lacetti. В результате аварии, предварительной причиной которого стало значительное превышение скорости водителем BMW, обе машины загорелись. Позже экспертиза показала, что мужчина за рулем иномаркаи находился в состоянии алкогольного опьянения. В результате происшествия двое пассажиров Lacetti погибли и еще два человека, включая водителя, находятся в больнице.

Важное значение имеет не только принятие актов законодательства о скоростных ограничениях, но и обеспечение их соблюдение, а также проектирование дорог и внедрение автомобильных технологий. Так, по данным Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 год, в 97 из 180 стран-участниц законодательство о скоростных ограничениях предусматривает для городских районов скорость не выше 50 км/ч, в то время как лишь 27 стран (15 процентов) дали хорошую оценку контролю за соблюдением их законов о скоростных ограничениях (8 и более баллов по шкале от 0 до 10).

В целом, проблема безопасности на дорогах носит глобальный характер. В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года сформулирована масштабная задача: к 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате ДТП. Но насколько достижима эта задача?

В последнем докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности дорожного движения в мире (2018 год) отмечается, что смертность в результате ДТП продолжает расти, составляя 1,35 миллиона случаев смерти в год. В докладе подчеркивается, что травмы в результате ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5—29 лет. Более половины умирающих на дорогах мира принадлежат к «уязвимым пользователям дорог» — пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.

Специальный посланник ООН по дорожной безопасности Жан Тодт в ходе встреч с представителями институтов гражданского общества, водительских сообществ и организаций по обучению водителей, состоявшихся в офисе Общенационального движения «Юксалиш» в сентябре 2019 года, также отметил, что дорожно-транспортный травматизм — основная причина смертности среди детей и молодежи.

По мнению Ж. Тодта, одна из ключевых причин проблемы —элементарные нарушения, которые допускают водители на дорогах: превышение скорости движения, игнорирование использования ремней безопасности, вождение в состоянии алкогольного опьянения, отправка SMS и разговор по телефону во время езды. Исключение подобных ситуаций и соблюдение элементарных правил безопасности позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий как минимум в два раза.

К примеру, по статистике, пристегивание ремнями безопасности снижает риск смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 45—50 процентов и риск смерти и тяжелых травм среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25 процентов. Использование детских удерживающих устройств может способствовать снижению смертности на 60 процентов. 

В связи с этим важно повышать личную ответственность участников движения, в том числе путем их широкого информирования о последствиях нарушений ПДД.

Жан Тодт отметил, что важен комплексный подход. На национальном уровне ответственность лежит на правительствах, так как они располагают необходимыми инструментами и рычагами, чтобы изменить законодательную базу, но важное значение имеют общественные группы и молодежь, которые могут призвать разные слои общества соблюдать правила и технику безопасности на дорогах.

Безопасный системный подход, продвигаемый ООН и ВОЗ, обеспечивает устойчивую основу для всестороннего изучения факторов риска дорожно-транспортного травматизма и соответствующих мероприятий. Он опирается на разработанную Швецией стратегию «Vision Zero» («Нулевой уровень смертности на дорогах»), которая ориентирована на достижение в долгосрочной перспективе цели, предполагающей полное отсутствие серьезных травм или травм со смертельным исходом в рамках транспортной системы. Цель данного подхода состоит в обеспечении информации и ориентиров для создания безопасной дорожной системы, позволяющей предотвращать аварии, гарантий того, что в случае аварии силы удара будет недостаточно для причинения серьезной травмы или смерти, что пострадавшие будут спасены и что им будет оказана надлежащая травматологическая помощь.

ВОЗ для выполнения задач ЦУР разработан пакет технической документации по вопросам безопасности дорожного движения *«Спасти ЖИЗНЬ». Он включает в себя шесть компонентов и 22 мероприятия. В частности, компонент «Регулирование скорости» подразумевает принятие и обеспечение соблюдения законов о скоростных ограничениях в масштабах страны, на местном уровне и в городах, строительство или реконструкция дорог с целью замедлить движение транспорта, например, за счет создания участков с круговым движением, сужения дороги, искусственных неровностей («лежачих полицейских»), боковых выступов и рифленых звуковых полос. Компонент «Стандарты безопасности транспортных средств» предусматривает принятие и обеспечение соблюдения положений о правилах техники безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, касающихся ремней безопасности и их креплений, лобового и бокового удара, защиты пешеходов, точки крепления детских удерживающих устройств ISOFIX. В числе важных мероприятий компонента «Руководство деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения» — мониторинг безопасности дорожного движения на основе укрепления систем сбора и обработки данных, повышение осведомленности и общественной поддержки посредством организации обучения и проведения кампаний.

Мировой опыт показывает, что сокращение и предупреждение травматизма, случаев с летальным исходом на дорогах вполне реально. Так, в столице Норвегии Осло в 2019 году произошло только одно ДТП со смертельным исходом: водитель скончался, когда его автомобиль врезался в забор. При этом не зарегистрировано ни одного случая гибели пешеходов или велосипедистов.

На улучшение ситуации на дорогах Осло повлияли такие факторы, как значительное ограничение скорости внутри города и сокращение автомобильных дорог в центральных районах города, улучшение качества дорожного покрытия и современное оснащение автомобилей. Кроме того, все более популярными в Норвегии становятся велосипеды.

В связи с этим, Общенациональное движение намерено продвигать вопрос снижения максимальной скорости на дорогах в городах и населенных пунктов с 70 км/ч до 60 км/ч на основе комплексного исследования мировой практики и местных реалий.

Актуальным видится развитие сети общественного транспорта и расширение прогулочных зон в центральных частях городов. Важно участие общественности в процессах проектирования дорожной инфраструктуры и контроля за ходом реализации подобных проектов.

Предлагается провести масштабную кампанию по информированию населения (как водителей, так и пешеходов) о правилах дорожного движения с акцентом на использование ремней безопасности, детских удерживающих устройств, последствия превышения скорости.

Общенациональное движение «Юксалиш» призывает все заинтересованные стороны к сотрудничеству в этой сфере, в том числе, международные организации.

Пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш»

* Скачать файл