@uzbyuksalish

Telegram

@uzbyuksalish

ПОДПИСАТЬСЯ

Государственная молодежная политика: с учетом мнения молодежи, без принудительного участия и обеспечивая прозрачность расходов в этой сфере

 2019-07-19 16:19:00   |     Просмотров: 875

Узбекистан, являясь самой густонаселенной республикой Центральной Азии, обладает огромным человеческим потенциалом. Почти треть жителей страны составляют дети до 18 лет, 24 процента — молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Обеспечение законных прав и интересов молодежи является одним из приоритетов государственной политики.

Меньше чем за три года, по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, в государственной молодежной политике Узбекистана были предприняты практические шаги по всесторонней поддержке молодых. В частности, принято три закона, десятки указов, постановлений и распоряжений главы государства и решений правительства.

30 июня 2017 года на съезде движения «Камолот» с участием Президента принято решение преобразовать структуру в Союз молодежи Узбекистана. Теперь этот день широко отмечается как День молодежи. 

В числе основных направлений деятельности вновь созданной молодежной организации были определены, в частности, защита прав, свобод и законных интересов молодежи, создание достойных условий для приобретения юношами и девушками современных профессий, обеспечение занятости, развитие их деловых способностей, широкое вовлечение в предпринимательство, стимулирование инициатив, содействие в реализации интеллектуального и творческого потенциала, организация целевой работы по оказанию материальной и моральной поддержки молодым семьям, молодежи с инвалидностью и нуждающейся в социальной защите, созданию для них достойных жилищных и социально-бытовых условий.

В соответствии со Стратегией действий коренным образом реформирована система образования. В регионах появились молодежные предпринимательские кластеры, быстрыми темпами строится жилье для молодых семей. При Академии государственного управления при Президенте создан Институт изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров. Исходя из актуальности проведения новой молодежной политики начали действовать межведомственные советы по вопросам молодежи под председательством Премьер-министра, а на местах — под председательством хокимов, в Законодательной палате Олий Мажлиса создана комиссия по вопросам молодежи.

Многое сделано, но на местах еще сохраняются системные проблемы, препятствующие росту социально-экономической активности молодежи, реализации ее потенциала, в том числе — отсутствие необходимой инфраструктуры по комплексному развитию молодежного предпринимательства, приобщения юношей и девушек к здоровому образу жизни и занятию спортом, книгочтению и творчеству, в целом в общественно полезную деятельность.

Наиболее актуальный вопрос — занятость молодежи. Каждый год около 500 тысяч (по данным МВФ, 2018 год)молодых людей выходят на рынок труда. Им все сложнее найти работу, конкурировать, так как они не имеют достаточного опыта и знаний. В июле 2018 года Президент на видеоселекторном совещании, посвященном вопросам адресной и системной работы с молодежью, создания достойных условий для обеспечения занятости, отметил, что, несмотря на проведение свыше 1 700 ярмарок вакансий, трудоустроено лишь пять процентов из числа участников, на заработки за рубеж уехали 509 тысяч молодых людей.

Имеющие проблемы и пробелы в реализации молодежной политики показали и результаты социологического исследования «Молодежь Узбекистана: стремления, потребности и риски», проведенного Общенациональным движением «Юксалиш» в партнерстве с ЮНИСЕФ в рамках совместногопроекта «Молодые люди — будущие лидеры Узбекистана». В нем участвовали 4,5 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 30 летиз всех регионов страны.

Почти половина респондентов отметила, что в системном улучшении нуждаются такие сферы, как социальная защита, занятость, особенно лиц с инвалидностью, здравоохранение, образование, поддержка предпринимательской деятельности молодых людей. В среднем 70 процентов участников опроса ответили, что не хотят уезжать из Узбекистана ни при каких обстоятельствах. Но при этом юноши и девушки сообщали, что сталкиваются со сложностями при поиске подходящей работы. 

Важно понимать, что проблема занятости в свою очередь повышает риск попадания молодых людей под влияние деструктивных сил, увеличивает потоки незаконной миграции. Реализация в соответствии с указом Президента от 27 июня 2018 года Госпрограммы «Yoshlar — kelajagimiz»призвана обеспечить занятость молодых людей посредством содействия и поддержки их бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов, обучения востребованным на рынке труда специальностям и навыкам ведения бизнеса, повышения социально-экономической активности в целом. Для этих целей при Союзе молодежи Узбекистана создан фонд «Yoshlar — kelajagimiz», его районные и городские филиалы. К настоящему времени желающие начать собственное дело в общей сложности получили льготные кредиты на 692 миллиарда 400 миллионов сумов. Создано около 25 тысяч рабочих мест, в целом по республике сдано в эксплуатацию 125 центров занятости молодежи «Ёшлар мехнат гузари», 19 коворкинг-центров «Молодые предприниматели».Однако у представителей молодого поколения остается ряд вопросов, в частности, по прозрачности процедуры льготного кредитования.

Президент в прошлогоднем поздравлении с Днем молодежи отметил, что Союз молодежи стал важной общественной структурой, эффективно взаимодействующей с госорганами, ННО и другими гражданскими институтами в реализации молодежной политики. Но в тоже время глава государства, подводя итоги первого года работы Союза молодежи, подчеркнул, что «данной организации все еще не удалось полностью изжить в своей практике случаи формализма, кампанейщины, проявления ложного пафоса».

На днях завершен еще один опрос, организованный Общенациональным движением «Юксалиш» среди Telegram-аудитории через специально созданный канал «Jamoatchilikfikri» («Общественное мнение»). В опросе участвовали 6 781 человек.

На вопрос — «По вашему мнению, какие дополнительные меры необходимо принять в Узбекистане для эффективного использования потенциала молодежи?» — 34 процентареспондентов (2 336 человек)указали на необходимость прекращения практики принудительного членства, обратить внимание на качество, а не на количество. По мнению 916 участниковопроса (14 процентов), инициативы должны исходить от самой молодежи, а не диктоваться сверху. 13 процентов (910 человек)опрошенных считают, что необходимо реформировать деятельность организаций, работающих с молодежью. В свою очередь 11 процентов(758 человек)респондентов уверены, что необходимо обеспечить непосредственное участие молодежи в разработке молодежной государственной политики. 603 участника(9 процентов)полагают, что следует поменять подход в работе с молодежью. 580 человекпридерживаются мнения, что расход бюджетных средств, выделяемых на работу с молодежью, должен быть открытым. 5 процентовреспондентов обратили внимание на то, что в работе с молодежью должны поддерживаться и другие ННО, должны быть выработаны конкретные краткосрочные  и долгосрочные цели и индикаторы в этой сфере.

С учетом вышеизложенного, в целях усиления государственной молодежной политики Республики Узбекистан, в том числе практической реализации Пяти инициатив Президента, создания условий для воспитания и образования молодежи, Общенациональное движение «Юксалиш» считает необходимым:

— предоставление ответственными за молодежную политику организациями объективных статистических и аналитических данных в агентства, формирующие международные индексы в данной области, с целью улучшения позиций Узбекистана в глобальных рейтингах по молодежи. Так, в Индексе прогресса молодежи  «Youth Progress Index 2017»[1] по измерению качества жизни молодежи в первой тройке:  Норвегия, Финляндия, Дания. Казахстан в нем занял 63 место, Кыргызстан — 58, Россия — 65, Узбекистан не был представлен. Второй из рейтингов — Индекс благополучия молодежи«The  2017 Youth Wellbeing Index», который исследует благополучие молодых людей по таким критериям, как гражданское участие, экономические возможности, образование, здоровье, информационно-коммуникационные технологии, безопасность и защищенность, где также Узбекистан не был представлен.[2]

  — поощрять программы поддержки и защиты молодежи, вовлечение и содействие участия в них и других молодежных организаций. В настоящее время в Узбекистане функционирует свыше 9 тысяч ННО, из которых около 7 процентов представляют интересы молодежи и детей. Они не способны полностью охватить всех граждан страны в возрасте до 30 лет, удовлетворить их духовно-культурные, интеллектуальные и другие потребности. К примеру, в Германии, Франции, Финляндии насчитываются десятки крупных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно четверть всего молодого населения государства, причем на добровольных началах. В поддержке детей и молодежи также участвуют министерства: экономики и труда, здравоохранения и социального обеспечения, образования и науки, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, экономического сотрудничества и развития;

— предоставить наряду с Союзом молодежи и другим молодежным объединениям пользоваться льготами и стимулами, в том числе в вопросах финансовой поддержки социально значимых молодежных проектов и продвижении инициатив;

— обеспечить прозрачность расходов бюджетных средств, выделяемых на работу с молодежью, в том числе путем публикации периодических (квартальных или ежегодных) отчетов на доступных веб-ресурсах, в частности, на официальном сайте Союза молодежи Узбекистан и его территориальных советов;

— организация ежегодных онлайн-диалогов руководства министерств и ведомств, общественных организаций, национальных и зарубежных экспертов с молодежью из регионов республики. Это позволит услышать голоса молодых, их инициативы по совершенствованию той или иной сферы. Общенациональное движение «Юксалиш» готово предложить собственную платформу, оказать экспертную поддержку в этой связи. Потому что основная миссия движения — добровольное объединение граждан, особенно молодежи, соотечественников, проживающих за рубежом, представителей бизнеса-сообщества, академических кругов, негосударственных некоммерческих организаций, объединившихся в целях содействия в реализации реформ.